Публично-правовые образования как субъекты здравоохранительных правоотношений
Какое бы направление ни рассматривалось, мы вынуждены будем обращаться к роли государственных органов и местного самоуправления в ее решении. Да это и понятно: здравоохранение есть та сфера, где влияние публичных образований было и, будет оставаться значительным. В связи с этим, рассмотрим вопрос о правосубъектности государства, муниципального образования, а также их органов и организаций в интересующих нас правоотношениях. Подобно физическим и юридическим лицам, отправным пунктом правосубъектности (право- и дееспособности) государства и муниципальных образований служит их статус как субъектов гражданского права. При этом надо подчеркнуть, что никакими прерогативами, льготами в гражданских правоотношениях, по сравнению с другими участниками, они не пользуются. Следует отметить, что само государство и муниципальные образования вступать в рассматриваемые правоотношения самостоятельно не могут.
Взятые конкретно, Российская Федерация, любой субъект РФ, муниципальные образования представлены многими структурными звеньями. Так кто же вправе представлять их в общественных отношениях?
Действующим законодательством предусмотрены два варианта возможного участия публичных образований:
1) от их имени выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах установленной законодательством компетенции;
2) от их имени выступают юридические лица и граждане по специальному поручению.
Наиболее часто государство и муниципальные образования вступают в различные правоотношения через свои компетентные органы.
Укажем только основные направления деятельности публичных образований в рассматриваемой сфере: создание организаций (учреждений и предприятий); участие в делах приватизированного государственного и муниципального имущества; осуществление контроля в пределах своей компетенции.
С целью контроля за хозяйствующими субъектами применяются предусмотренные законодательством и выработанные практикой разнообразные формы и методы, которые можно разделить на две группы: применяемые к организациям, создаваемым органами государства и местного самоуправления; применяемые к организациям, не находящимся в собственности государства или муниципального образования.
Специфика первых состоит в том, что они отражают субординационный характер взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами хозяйственной деятельности. Государственные органы и органы местного самоуправления наделяют их имуществом, утверждают их учредительные документы, назначают руководителя, определяют цели, условия и порядок деятельности данных организаций.
Вторая группа форм и методов воздействия государственных (муниципальных) органов представляет значительно больший интерес. Она, в свою очередь, подразделяется на два вида: формы и методы, посредством которых реализуются властные полномочия государственных органов и органов местного самоуправления (административно-правовые отношения); формы и методы, в которых отсутствует властная сущность государственных органов и органов местного самоуправления.
К первой группе можно отнести надзор за соблюдением действующего законодательства, государственную регистрацию, лицензирование, регистрацию и выдачу патентов и т. п.
Вторая группа отношений является новой для российского правопорядка. Основной формой сотрудничества хозяйствующих субъектов в сфере оказания медицинских услуг и государственных органов и органов местного самоуправления становится договор. На основе договоров могут строиться отношения между организациями не находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также с индивидуальными предпринимателями по вопросам, не входящим в компетенцию этих органов как властных структур (государственный или муниципальный заказ, договор об оказании определенных услуг своим сотрудникам или иным лицам).
Рассматриваемые правоотношения имеют существенные различия по своему характеру, в связи с чем, и субъекты тех или иных правоотношений включаются в такие правоотношения по-разному.
Похожие работы:
- Публично-правовые образования как субъекты здравоохранительных правоотношений
Какое бы направление ни рассматривалось, мы вынуждены будем обращаться к роли государственных органов и местного самоуправления в ее решении. Да это и понятно: здравоохранение есть та сфера, где влиян...
- Публично-правовые образования
К указанной категории субъектов относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и иностранные государства, а также международные организации. Все они могут при...
- Граждане как субъекты здравоохранительных правоотношений
Физические лица в рассматриваемых правоотношениях чаще всего выступают в качестве пациента (клиента) организаций здравоохранения. Они обладают рядом признаков, которые индивидуализируют его и влияют н...
- Юридические лица как субъекты здравоохранительных правоотношений
Юридическое лицо - это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающее им по своим обязательствам, которая может от своего им...
- Объекты здравоохранительных правоотношений
Под термином "объект" обычно понимается благо или общественный интерес, по поводу которого возникает, существует и развивается правовое отношение, то на что направлены субъективные права и юридические...